Цифровые АТС

Домашняя
Вверх

Главный сайт
Цифровое фото
Стёб с ВИНДЫ
Гостевая книга
Карта сайта
Банерная сеть
Партнеры/ссылки

   

    

      Counter CO.KZ

     

      

     Каталог TUT.BY

     Каталог Agates

     Каталог SiteCreation

     Каталог Climatecontrol

      Каталог ссылок RuList.info

 

Цифровые АТС

 

Замена названия «электронные АТС» на «цифровые АТС» имеет в большей степени исторический, чем технический смысл. Рассмотренный выше ИВТУ тоже представлял собой цифровой и электронный узел коммутации, но лишь по прошествии некоторого времени определение «электронная АТС» исчезло как очевидное, ни о чем не говорящее, а вместо него стали говорить «цифровые АТС», чтобы противопоставить их составляющим основную часть ТфОП аналоговым АТС координатной и декадно-шаговой систем.

По времени эта замена терминов совпала с успехами микропроцессорной техники, сменившей специализированные централизованные компьютеры в системах управления цифровых АТС. Изобретение микропроцессоров представляло собой четвертую информационную революцию, которая, как и первые три (изобретение письменности, обеспечившее возможность передачи знаний от поколения к поколениям, изобретение книгопечатания в середине XVI в. и изобретение электричества, благодаря которому в конце XIX в. появились телеграф, телефон и радио), привела к кардинальным изменениям в технологиях и в обществе в целом.

Микропроцессорное программное управление пришло в отечественную коммутационную технику вместе с проектом ЕС СКТ (Единая система средств коммутационной техники). Эта была попытка повторить проект ЕС ЭВМ (Единая система электронно-вычислительных машин) по копированию компьютеров IBM-360, но в качестве прототипа была выбрана разработанная компанией ITT в США и затем проданная французскому концерну Alcatel коммутационная станция типа Система 12. Естественно, в проекте ЕС СКТ речь о законном приобретении Системы 12 не шла, но в распоряжении разработчиков, тем не менее, оказался полный комплект документации. Несмотря на это, несмотря на участие в проекте всех восточноевропейских стран, входящих в СЭВ, несмотря на талантливое руководство проектом со стороны главного конструктора, начальника отдела НИИ ВЭФ Михаила Авраамовича Товбы, несмотря на созданную Андреем Николаевичем Колесниковым, начальником другого отдела того же головного рижского НИИ ВЭФ, уникальную технологию проектирования программного обеспечения и другие существенные достижения, проект не был завершен и прошел две стадии распада при выходе из конструктората сначала стран–членов СЭВ, а потом и республик СССР.

Последовавшая за ним программа цифровой АТСЦ-90 хотя и начиналась как совместная советско-финская, но была менее зависима от политических катаклизмов и предусматривала легальную передачу российской стороне документации на хорошо зарекомендовавшую себя в наших сетях АТС типа DX-200. Эта передача была с самого начала зафиксирована в межправительственном соглашении после установки первого миллиона портов.

Начальным шагом данной программы был проект L1+R4, представлявший собой интеграцию отечественных абонентских концентраторов АЦК-1000 и финских станций DX-200 версии R4.32. Полученное в качестве первого результата этого проекта абонентское оборудование АЦК-1000 давно и успешно функционирует в составе Петербургской и Новосибирской ГТС. Несколько позже появились первые полностью отечественные коммутационные станции АТСЦ-90 уровня L4, которые были чрезвычайно близки к АТС DX-200 уровня R4, являвшейся предметом межгосударственного лицензионного соглашения. Однако по мере развития уровня L4 стали намечаться существенные расхождения АТСЦ-90 с DX-200. Эволюция аппаратных средств АТСЦ-90 уровней L4 и L5 полностью подчинялась закону Мура, сформулированному еще в 1965 г.: «Число транзисторов в микросхемах удваивается каждые 18 месяцев». Более быстрыми темпами эволюционировало и программное обеспечение станций, составившее основу поставляемого сегодня уровня L5.

Разнообразие способов сигнализации, реализованных в АТСЦ-90, обусловлено необходимостью ее взаимодействия с разными сетями связи, входящими в состав ВСС РФ. Для взаимодействия с телефонной сетью общего пользования основным является протокол ISUP системы общеканальной сигнализации ОКС-7. Наряду с этим существует необходимость взаимодействия с ГАТС и САТС с применением сигнализации по двум выделенным сигнальным каналам (2ВСК), организуемым в 16-м канале цифрового тракта Е1, с передачей номера вызываемого абонента декадным или многочастотным кодом «2 из 6» методом «импульсный челнок» с поддержкой функций АОН при входящих и исходящих (местных и междугородных) соединениях, а также методом «импульсный пакет» при соединениях с междугородными телефонными станциями типа АМТС-2 и АМТС-3. Для включения в сельскую телефонную сеть могут использоваться стандартные линейные тракты ИКМ-30, линейные тракты 1.024 Кбит/c (ИКМ-15) или аналоговые системы передачи. При этом поддерживаются системы сигнализации 1ВСК – «норка» и индуктивный код. Для взаимодействия с цифровыми УПАТС может использоваться сигнализация DSS1 (PRI) или QSIG. АТСЦ-90 поддерживает все перечисленные протоколы сигнализации и потому стыкуется со станциями практически любого типа.

Разработка для цифровых сетей связи другой отечественной коммутационной платформы С-32 с базовой скоростью передачи и коммутации 32 Кбит/с была начата в ЦНИИС (Москва) практически одновременно с рассмотренной выше АТСЦ-90. Система С-32 обеспечивает доведение до каждого абонента цифрового потока с битовой скоростью 32 Кбит/с. У всех пользователей С-32 устанавливаются специально разработанные для этой платформы цифровые телефонные аппараты (ЦТА) со встроенным кодеком, кнопочным номеронабирателем и тональным вызывным устройством, что коренным образом отличает ее от других коммутационных станций, обслуживающих в основном аналоговые телефонные аппараты. Доведение цифрового потока до каждого абонента с применением внутриканальной абонентской сигнализации позволяет уменьшить объем станционного оборудования за счет практически полной ликвидации абонентских комплектов и введения групповой обработки абонентской сигнализации. Обратим внимание читателя на то, что в начале разработки С-32 этот выигрыш в объеме оборудования представлялся вполне ощутимым, но его последующее сокращение происходило в строгом соответствии с уже упоминавшимся законом Мура.

Но это стало ясно только теперь. А в 70-х годах прошлого века, когда под руководством Марка Уриевича Поляка проводились исследования проблемы доведения цифрового потока до абонента (НИР «Цифра»), объем оборудования АТС составлял сотни стативов. Позднее, в 1983 г., цифровое абонентское оборудование С-32 под названием АТСК-ЦА разрабатывалось для замены ступени абонентского искания в координатных станциях, и вместо двухсот стативов АТСК достаточно было пяти. В 1988 г. по приказу министра связи СССР, на первом этапе взявшего на себя и выполнение обязанностей главного конструктора, была начата разработка технического проекта электронной цифровой АТС с доведением цифрового потока 32 Кбит/с до каждого абонента – ЭАТС-ЦА. В дальнейшем работы велись под руководством генерального директора ЦНИИС профессора Леонида Егоровича Варакина и его заместителя Владимира Бенциановича Беляка.

В 1993 г. была создана опытная зона в Витебске, результаты которой были восприняты Госкомиссией под председательством замминистра связи Наума Семеновича Мардера неоднозначно. Особо следует отметить активную роль в успешном проведении госприемки руководства Днепропетровского машиностроительного завода (ДМЗ), который и начал выпуск опорных городских станций С-32. Уже к 2001 г. ОАО ДМЗ произвело и сдало в эксплуатацию в сетях Украины и Беларуси 20 станций емкостью от 5 до 30 тыс. номеров.

Если разработка двух описанных цифровых АТС начиналась еще под эгидой Минсвязи СССР, то рассматриваемые далее отечественные станции создавались чуть позже, но уже в другое время, в другой стране, с гораздо меньшими сроками разработки и численностью разработчиков, с начальной ориентацией на меньшие диапазоны емкостей и более скромные функциональные возможности. Для них, по неизвестной автору причине, в качестве названий выбирались буквы греческого алфавита.

О каких-либо отечественных АТС с именем «Альфа» автору ничего неизвестно, а вот на станции «Бета» разным производителям в России и в Беларуси выдано более десяти сертификатов. Эта цифровая коммутационная станция была разработана в бывшем НПО «Красная заря» и появилась на российском рынке во второй половине 90-х годов. Ее архитектура, как, впрочем, и всех других рассматриваемых здесь станций, представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающих автоматическую коммутацию абонентских и соединительных линий, а также функции технической эксплуатации.

Цифровая АТС «Сигма» была создана в тех же стенах (бывшее НПО «Красная заря») и в то же время (первая половина 90-х годов), что и «Бета». Функциональные возможности и области применения этих станций весьма близки. Цифровая коммутационная станция «Омега» была разработана в тот же период, но не в Санкт-Петербурге, а в Москве. Она имеет вложенную трехуровневую архитектуру: нижний уровень предназначен для коммутации абонентской нагрузки и обеспечения межстанционных и межсетевых соединений всех типов, средний – для создания коммутационных полей большой емкости, верхний – для предоставления новых телекоммуникационных услуг.

Разработанная в том же петербургском центре «Красная заря», цифровая станция «Кразар» в 1998 г. пришла на смену станциям «Бета». Последние продолжают выпускаться в Минске, а разработавший их опытный коллектив под руководством Юлия Борисовича Шура успел за это время создать еще и учрежденческие станции «Лазурит» и «Оникс», которые вписались в семейство телефонных станций «Мультиком», МТА, «Контур», «Элком», «Селена» – «детищ» других инженерных коллективов Санкт-Петербурга. Номенклатуру АТС отечественной разработки дополняют электронный вариант широко распространенных станций «Квант», которые благодаря усилиям Виктора Олимпиевича Жогло и его коллег производятся в Риге, Москве, Санкт-Петербурге и Белгороде; учрежденческие станции DX-500, разработанные Андреем Николаевичем Колесниковым в московской компании «Информтехника» и успешно теснящие импортные системы в ведомственных телефонных сетях; создаваемая Сергеем Александровичем Фурсовым новая коммутационная платформа «Атман», а также станции «Астра» из Москвы, «АЛСиТЕК» из Саратова, «Калинка» из Уфы, «ТОС-Элкос» из Борисоглебска, «Протон» из Таганрога и др.


© 2005 Дата изменения: 21.04.2005
Используются технологии uCoz