Юзабилити

Домашняя
Вверх

Главный сайт
Цифровое фото
Стёб с ВИНДЫ
Гостевая книга
Карта сайта
Банерная сеть
Партнеры/ссылки

   

    

      Counter CO.KZ

     

      

     Каталог TUT.BY

     Каталог Agates

     Каталог SiteCreation

     Каталог Climatecontrol

      Каталог ссылок RuList.info

 

Развитие телефона с точки зрения юзабилити

 

Это небольшое исследование посвящено эволюции формы телефонного аппарата. В сфере нашего внимания телефон не как система передачи и приема голосовой информации, а только телефонный аппарат как конечный элемент всего процесса, непосредственно взаимодействующий с пользователем.
Поэтому принцип действия телефона будет интересовать нас лишь постольку, поскольку технологические новинки влияли на его форму. Тем не менее, краткий экскурс в историю предмета не помешает.

Принцип действия телефона разработал в своей диссертации французский телеграфист Бурсель в 1784 году, но действующий телефон появился только в 1876 году, патент на изобретение которого получил Александер Белл. Поначалу новое изобретение не пользовалось популярностью. Солидные бизнесмены не желали вкладывать деньги в "бесполезную игрушку". Чтобы добыть средства на продолжение исследований, Белл устраивал необычные для своего времени шоу: на сцене устанавливался ящик с громкоговорителем, ассистент играл в другом доме (а со временем - в другом городе) на органе, а восхищенная публика с восторгом внимала звукам. Восхищенная, разумеется, не качеством звучания, а чудом техники, позволившим передавать любые звуки на большие расстояния.
Немного позже изобретение усовершенствовал Эдисон, сделав возможным передачу звука на значительные расстояния. Телефонные аппараты связывались телефонными линиями с коммутатором - "центром соединения" (изобретатель Тивадаре Пушкаше). Коммутатор поначалу функционировал исключительно с человеческим участием: абоненты вызывали "барышню", которая соединяла желающих пообщаться, и, следовательно, средств для набора номера-кода нужного абонента на телефонном аппарате не требовалось. Затем появились автоматические телефонные станции, и аппараты потребовалось снабдить наборным устройством. Набор совершался вращением диска, а позже - на кнопочном пульте. Следующий существенный шаг развития телефона - использование беспроводной связи, что позволило пользоваться одним и тем же номером и аппаратом в любой точке мира.


 

Трубка
Первый пользовательский телефон состоял из двух рожков с мембранами, провода от которых скрывались в непримечательной коробке. В один рожок следовало говорить, а другой - прикладывать к уху, чтобы слушать. Заняты были обе руки, что на тот момент не могло считаться серьезным недостатком устройства: первые разговоры по телефону были настолько увлекательным делом, что процесс был самодостаточен.
 


 

Прошло совсем немного времени, и телефон стал привычным, даже обыденным предметом быта, предназначенным уже не только для развлечения, но и для полезных дел. Потребовалось освободить хотя бы одну руку для одновременных с разговором действий (к примеру, записывать передаваемую информацию).
Решить эту проблему пробовали двумя путями. Первое решение было не очень удачным: передающий рожок вмонтировали в телефонный корпус, а держать в руках нужно было только принимающий рожок. Одна рука, таким образом, освободилась, но зато подвижность пользователя ограничилась.
 


 

Второй путь был более перспективен. Оба рожка соединили общей ручкой, чтобы их можно было держать одной рукой. Так появилась первая телефонная трубка - два рожка, перпендикулярно закрепленных на ручке.
 


 

Со временем согласовали размеры рожков с формой головы - рожок, контактирующий с ухом, стал коротким, а передающий - длинным и изогнутым.
 


 

Позже для производства телефонных корпусов стали использовать пластмассы, и это сразу дало огромные возможности формообразования. Но инерция мышления - главный тормоз на пути прогресса - привела к тому, что десятилетиями телефон сохранял традиционную форму. Дизайнеры позволяли себе только легкую стилизацию. Форма трубки стала более сглаженной, а возможность сделать ручку изогнутой (согласованной с округлой формой головы) привела к возвращению симметрии.
 


 

Только в 50-х годах дизайнеры осмелились придать трубке форму, в которой не было никакого намека на рожки, приемный и передающий микрофоны располагались непосредственно в ручке. Технологии уже давно позволяли это сделать, а эргономика - та просто требоваласделать трубку легче, удобнее для уха и для руки. Инерционные шлюзы раскрылись, и поток свежих дизайнерских решений заполнил телефонную индустрию, вплоть до самых неожиданных форм.
Например, в модели Ericofon 1956 года телефон и телефонная трубка составляют единое целое. Когда вам нужно набрать номер - нет необходимости прикладывать трубку к уху, а когда вы разговариваете, то наборный диск ни к чему. Это сейчас для нас телефон, состоящий из одной только трубки - обыденное явление, а для конца 50-х это был революционный прорыв.
 


 

Пульт
К появлению телефона-трубки логично вело и развитие пульта управления. Чаще всего нам нужно управлять только двумя действиями - включением/выключением и вызовом абонента.

Первые аппараты не требовали специального устройства для вызова абонента: достаточно было назвать "барышне" нужную фамилию.


 

Но с увеличением количества телефонов и изобретением автоматического коммутатора работа по вызову абонента легла на плечи (точнее, на пальцы) пользователя.
Вначале указатель номера был похож на шкалу измерительного прибора и управлялся ручкой со стрелкой, показывающей на определенную цифру. Крутить эту ручку было неудобно. Процесс занимал много времени.
 


 

Дальнейшие поиски привели к изобретению наборного диска, который вращался одним пальцем без особых усилий. Причем, если стрелку надо было точно совместить с цифрой, то теперь такой точности не требовалось - достаточно попасть пальцем в правильное отверстие.
 


 

Кнопочный пульт имеет еще больше преимуществ по сравнению с диском. Во-первых, кнопочный пульт управления давно уже использовался для самых разнообразных приборов, следовательно - он привычен и универсален. Во-вторых, набор номера можно производить очень быстро, не дожидаясь самовозврата диска в исходное положение. В-третьих, моторная память позволяет запоминать расположение пальцев при наборе и впоследствии набирать привычные номера почти автоматически. И, кроме того, кнопочный пульт дал возможность максимально уменьшить размеры телефона.
 


 

Это дает ресурс "свертывания" аппарата до одного элемента - трубки. Прежде размер аппарата был обусловлен в большой степени размерами наборного диска, кнопочный пульт управления снимает это ограничение.
 

Обратите внимание, как идеально выполняется функция включения-выключения обычного стационарного телефона. Когда мы берем трубку в руку для начала разговора - аппарат включается. Кладем ее на место - отключается. Нам это кажется привычным. Но трубка, которая сама включает аппарат для начала разговора и отключает, когда разговор закончен - это характерный случай идеального решения. В телефонах, состоящих из одной трубки, эта идеальность уже утеряна - пользователю нужно самому нажимать на кнопку.

Среди больших и маленьких революций в истории телефона значимый шаг - изобретение беспроводной связи, что дало возможность пользоваться одним и тем же номером и аппаратом в любом месте сначала в пределах города, затем страны, а сейчас - практически в любой точке земного шара.


 

Как повлияли технологии беспроводной связи на форму телефона? Технологии связи - очень незначительно, а вот новые условия использования и технологии изготовления - весьма сильно. Стационарный телефон может быть любых разумных размеров. Мобильный же телефон требовалось сделать компактным и легким. Поэтому вся техническая "начинка" переместилась в трубку (т. е. корпус "свернулся"), благо, технологии к тому времени уже позволяли получить миниатюрные микросхемы. Размеры трубки уменьшились до минимально допустимых: лишь бы было удобно держать в руке и сложно потерять в недрах кармана или сумки.
 


 

На этом этапе появилась необходимость разрешить противоречие - телефон должен быть маленьким при хранении, но увеличиваться при использовании. Так телефон стал динамизироваться - разделился на две, три части с шарнирным соединением.
Например, существуют телефоны-браслеты.
 


 

Кроме того, желательно предохранение пульта телефона от повреждений или загрязнения. В результате появились всевозможные конструкции крышки (что менее идеально).
 


 

В других вариантах динамизированные части телефона соединялись в нефункционирующем состоянии так, чтобы скрыть пульт (в этом случае нет дополнительных малофункциональных элементов - минимально необходимые элементы сами выполняют дополнительную функцию, следовательно - система более идеальна).
 


 

Следующим шагом стало появление телефона в упругой оболочке. Он не боится ни воды, ни падений.
 


 

Новые условия использования телефона, например, при управлении автомобилем, потребовали вообще избавиться от трубки, вернее от той формы трубки, при которой ее надо держать рукой. Остался наушник, крепящийся к голове, и микрофон. Функция набора номера, в идеале, должна осуществляться голосом: добавлять еще отдельный пульт ко всей конструкции - шаг назад в плане функционального удобства. (Во многих моделях телефонов существует возможность для вызова абонента просто называть его имя без указания телефонного номера. Не возврат ли это к "барышне", но на новом витке развития - виртуальном?).
 


 

Возможно, пройдет немного времени, и телефон мы будем носить прямо в ухе. И тогда форма телефона как эстетического и эргономичного объекта перестанет иметь какое-либо значение.
Недавно промелькнула информация об изобретении миниатюрного телефона, вживляемого в зуб. "Зубной телефон" состоит из крохотного микрофона и приемника радиоволн. Звук поступает в приемник в виде цифрового радиосигнала, а затем, благодаря хорошей звукопроводности костей, передается во внутреннее ухо.
 

Данный материал принадлежит перу ©Елены Новицкой  и перепечатан с сайта ©novell.nm.ru.


© 2005 Дата изменения: 21.04.2005
Используются технологии uCoz