Галерея славы

Домашняя

Главный сайт
Цифровое фото
Стёб с ВИНДЫ
Гостевая книга
Карта сайта
Банерная сеть

   

     

       Counter CO.KZ

     

      

     Каталог TUT.BY

 

Назад Далее

Джон Непер
John Naiper
(1550-1617)

NEPER-P.JPG (10869 bytes)

Шотландец Джон Непер, теолог, математик, изобретатель "оружия смерти", задумавший сконструировать систему зеркал и линз, которая поражала бы цель смертоносным лучом, изобрел логарифмы, о чем сообщалось в публикации 1614 года. Таблицы Непера, расчет которых требовал очень много времени, были позже "встроены" в удобное устройство, чрезвычайно ускоряющее процесс вычисления - логарифмическая линейка. Неппер же придумал в 1617 году (год его смерти) другой - не логарифмический- способ перемножения чисел. Инструмент получил название "палочки Непера".

NEPER.GIF (21118 bytes) 

 

Фон Нейман Джон
(1903-1957)

NEIMAN-P.JPG (10440 bytes)

Венгр по национальности, сын будапештского банкира Джон фон Нейман уже в восьмилетнем возрасте владел основами высшей математики и несколькими иностранными и классическими языками. Закончив в 1926 году Будапештский университет, фон Нейман преподавал в Германии, а в 1930 году эмигрировал в США и стал сотрудником Принстонского института перспективных исследований.

В 1944 году фон Нейман и экономист О.Моргенштерн написали книгу "Теория игр и экономическое поведение". Эта книга содержит не только математическую теорию игр, но ее применения к экономическим, военным и другим наукам. Джон фон Нейман был направлен в группу разработчиков ENIAC консультантом по математическим вопросам, с которыми встретилась эта группа.

В 1946 году вместе с Г.Гольдстейном и А.Берксом он написал и выпустил отчет "Предварительное обсуждение логической конструкции электронной вычислительной машины". Поскольку имя фон Неймана как выдающегося физика и математика было уже хорошо известно в широких научных кругах, все высказанные положения в отчете приписывались ему. Более того, архитектура первых двух поколений ЭВМ с последовательным выполнением команд в программе получила название "фон Неймановской архитектуры ЭВМ".

Блэз Паскаль
Blaise Pascal
(1623-1662)

PASCAL-P.JPG (10648 bytes)

Блэз Паскаль – один из самых знаменитых людей в истории человечества. Паскаль умер, когда ему было 39 лет, но, несмотря на столь короткую жизнь, вошел в историю как выдающийся математик, физик, философ и писатель. Его именем названы единица давления (паскаль) и весьма популярный сегодня язык программирования.
Работы Паскаля охватывают самые разные области. Он является одним из создателей математического анализа, проектной геометрии, теории вероятностей, гидростатики (широко известен закон Паскаля, согласно которому изменения давления в покоящейся жидкости передается в остальные точки без изменений), создателем механического счетного устройства – "паскалева колеса", как говорили современники. Философские мысли Паскаля (после его смерти в разных вариантах, под разными названиями издавались материалы в виде книги, которую чаще всего называют "Мысли") оказывали влияние на многих выдающихся людей и, в частности, на великих русских писателей – И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.

Некоторые из практических достижений Паскаля удостоились высшего отличия – сегодня мало кто знает имя их автора. Так, сейчас очень немногие скажут, что самая обыкновенная тачка, это изобретение Блэз Паскаля. Ему принадлежит и идея омнибусов – общедоступных карет с фиксированными маршрутами – первого вида регулярного городского транспорта.

Уже в шестнадцатилетнем возрасте Паскаль сформулировал теорему о шестиугольнике, вписанном в коническое сечение (теорема Паскаля). Известно, что позже он получил из своей теоремы около 400 следствий.

Через несколько лет Блэз Паскаль создал механическое вычислительное устройство – суммирующую машину, которая позволяла складывать числа в десятичной системе счисления. Сын сборщика налогов, Паскаль задумал построить вычислительное устройство, наблюдая бесконечные утомительные расчеты своего отца. В 1642 году, когда Паскалю было 19 лет, он начал работать над созданием суммирующей машины. Веря, что это изобретение принесет удачу, отец с сыном вложили в создание своего устройства большие деньги. Но против счетного устройства Паскаля выступили клерки - они опасались потерять из-за него работу, а также работодатели, считавшие, что лучше нанять дешевых счетоводов, чем покупать дорогую машину.

PASCAL.GIF (16611 bytes)

В этой машине цифры шестизначного числа задавались путем соответствующих поворотов дисков (колесиков) с цифровыми делениями, а результат операции можно было прочитать в шести окошках – по одному на каждую цифру. Диски были механически связаны, при сложении учитывался перенос единицы в следующий разряд. Диск единиц был связан с диском десятков, диск десятков – с диском сотен и т.д. Если при повороте диск проходил через ноль, то следующий диск поворачивался на единицу вперед. Другие операции выполнялись при помощи довольно неудобной процедуры повторных сложений, и в этом заключался основной недостаток машины. Однако изобретенный Паскалем принцип связанных колес явился основой, на которой строилось большинство вычислительных устройств на протяжении следующих трех столетий.

Блэз Паскаль и другой великий француз, Пьер Ферма, стали основателями теории вероятностей, причем годом рождения этой теории часто называют 1654 год, когда Паскаль и Ферма независимо друг от друга дали правильное объяснение так называемого парадокса раздела ставки.

Но, пожалуй, наиболее популярной математической работой Паскаля является трактат об "арифметическом треугольнике", образованном биноминальными коэффициентами (треугольник Паскаля) и имеющем применение в теории вероятностей. А вот замечательная кривая 4-го порядка улитка Паскаля, названа так в честь отца Блэза Паскаля Этьена, который совмещал государственную службу с занятиями математикой.

Питер Нортон


NORTON-P.JPG (10777 bytes)

Знаменитый американский программист. Родился в г.Сиэтле (штат Вашингтон, США), получил образование в Ридоновском колледже (Портленд, штат Орегон) и Колифорнийском университете в Беркли. Он хорошо известен в современном компьютерном мире как "великий учитель" персональных компьютеров.
Вся профессиональная жизнь Питера Нортона связана с программированием. В 1982 году он случайно стер исходный файл с жесткого диска компьютера. Восстановление файла оказалось сложным и кропотливым делом Ведь именно таким образом судьба заставила его написать программу, являющуюся прообразом сегодняшних утилит. Затем появились и другие утилиты, способствующие облегчению труда программиста. Свою деятельность Питер Нортон начал с рассылки бессчетного количества бесплатных, полных обещаний реклам. Такая расточительность чуть не привела его в 1982 году к банкротству, хотя, конечно, способствовала его популярности. 

В настоящее время Питер Нортон является управляющим фирмы PeterNorton Computing, Inc. Эта фирма широко известна всем пользователям компьютеров великолепными программами, как Norton Commander, Norton Integrator, Norton Utilities, Norton Disc Doctor. При этом надо учесть, что в фирме работает всего 13 человек. Питер Нортон является автором значительного числа получивших одобрение читателей книг, в том числе и вышедших на русском языке.

 

Герман Холлерит
Herman Holleit
(1860-1929)

HOLLERIT-P.JPG (8592 bytes)

Герман Холлерит (Herman Holleit) родился в г.Буффало в семье немецких эмигрантов. Закончив Колумбийский университет, он поступил на работу в контору по переписи населения в Вашингтоне.
Джон Шоу Биллингс, высокопоставленный чиновник в бюро переписи, в будущем тесть Холлерита, высказал мысль, что табуляцию можно производить при помощи перфокарт, и Холлерит провел значительную часть последующего десятилетия в попытках разработать такую систему. К 1890 году Холлерит закончил свою работу и его статический табулятор вышел победителем в соревновании с несколькими другими системами, и с изобретателем был заключен контракт на проведение 11-й американской переписи населения 1890 года.
Как не обычно это казалось некоторым современникам, по принципу действия эта система была очень проста: данные, отмеченные в картах дырочками штампом, наподобие пишущей машинки, снимались машиной и переносились на счетный механизм. Каждое положение дырочки обозначало определенное значение, которое суммировалось на числовых часах.

Успех вычислительных машин с перфокартами был феноменален. То, чем за десять лет до этого 500 сотрудников занималось в течение семи лет, Холлерит сделал с 43 помощниками на 43 вычислительных машинах за 4 недели.
Холлерит был удостоен нескольких премий, получил немало похвал и звание профессора в Колумбийском университете.

В 1896 году Холлерит основал фирму по сбыту своих машин. В 1888 году он создает особое устройство - табулятор, в котором информация, нанесенная на перфокарты, расшифровывалась электрическим током. В 1897 году эту машину приобрела Россия для переписи населения в 1911 году, но помешала Первая мировая война.
В 1911 году Холлерит продал свою фирму, которая, объединившись с некоторыми другими, стала называться Computer-Tabulating Recording Co. 14 февраля 1924 года произошла смена названия CTR. Она стала называться  International Business Machines Corp., сокращенно IBM. 

 

Грейс Мюррей Хоппер
Grace Murray Hopper
1906-1992

HOPPER-P.JPG (9807 bytes)

Грейс Мюррей Хоппер родилась в Нью-Йорке 9 декабря 1906 года в семье страхового агента Уолтера Флетчера. С детства она увлекалась не куклами, а различными механическими устройствами –"машинками", как она их называла.

В 1928 году она закончила с отличием колледж Вассара в Пугкигси и продолжила свое образование в Йельском университете. Здесь она в 1930 году получила степень магистра и в 1934 году – доктора философии по математике. Затем, вернувшись в Вассар, она преподавала математику. В 1941 году Г.Хоппер прослушала несколько курсов в университете Нью-Йорка.

В декабре 1943 года, в самый разгар второй мировой войны, она приняла присягу и в мае 1944 года поступила на службу в ВМФ США. Получив в июне 1944 года звание младшего лейтенанта, Грейс Хоппер была включена в отдел ВМФ, который занимался разработкой программ для компьютера ASCC (Mark-1), детища Говарда Айкена.

При работе на компьютере Mark-1 Грейс Хоппер и ее группой впервые были введены некоторые приемы, которые стали в дальнейшем широко использоваться в программистской практике. В частности, первыми инструментами, которые экономили труд программистов, были подпрограммы. Так вот, в августе 1944 года для Mark-1 была написана первая подпрограмма для вычисления sin(x). Термин подпрограммы был введен позже – Англия, Морис Уилкс.

Еще одно фундаментальное понятие техники программирования впервые ввели Грейс Хоппер и ее группа – отладка. Причем случилось это при курьезных обстоятельствах. Жарким летним днем 1945 года неожиданно произошла остановка компьютера. Обнаружилась неисправность одного реле, контакты которого были заблокированы мотыльком, неизвестно каким образом туда попавшим. Вспоминает Грейс Хоппер: "Когда к нам зашел офицер, чтобы узнать, чем мы занимаемся, мы ответили, что очищаем компьютер от насекомых (debuging). Термин debuging (отладка) с тех пор прижился и стал использоваться для обозначения поиска неисправностей в компьютере, особенно в программном обеспечении".

В 1949 году Грейс Хоппер перешла на работу старшим математиком во вновь образовавшуюся фирму Маучли- Эккперта (создатели электронного компьютера ENIAC), где приняла участие в разработке программных средств коммерческого компьютера UNIVAC-1.

Для облегчения процесса составления программ на машинном языке, вместо записи команд в двоичной системе счисления в то время использовалась восьмеричная система счисления. Грейс Хоппер тоже освоила эту систему: научилась складывать, вычитать, умножать и делить в ней. Однажды даже заполнила баланс своего банковского счета в восьмеричной системе счисления. Выручил брат-банкир, напомнив ей, что банки все-таки работают в десятичной системе счисления. "Я столкнулась с проблемой жизни в двух мирах, - вспоминала Грейс Хоппер, - вероятно, это было одной из причин, побудивших меня по возможности избавиться от восьмеричных чисел".

В 1949 году Джон Моучли создал систему под названием Short Code, которая являлась примитивным языком программирования высокого уровня. В ней программист записывал решаемую задачу в виде математических формул, а затем, используя таблицу перевода символ за символом, преобразовывал эти формулы в двухлитерные коды. В дальнейшем специальная программа компьютера превращала эти коды в двоичный машинный код. Система, разработанная Джоном Маучли, была по существу одним из первых примитивных интерпретаторов, т.е. в последующие годы одним из двух типов трансляторов. Эта система оказала большое влияние на Грейс Хоппер. "Short Code был первым шагом к чему-то такому, что давало программисту возможность писать программы на языке, отличном от машинного", - писала Грейс Хоппер. Второй шаг предстояло сделать ей.

В 1951 году Грейс Хоппер создала первый компилятор и ею же был введен сам этот термин. Компилятор Грейс Хоппер осуществлял функцию объединения и в ходе трансляции производил организацию подпрограмм, выделение памяти компьютера, преобразование команд высокого уровня (в то время псевдокодов) в машинные команды. Конечно, между компилятором, созданным Грейс Хоппер, и сегодняшними сходство небольшое, но начало было положено.

Свой первый компилятор Грейс Хоппер назвала А-0, затем по мере его расширения и улучшения в последующие годы появились его версии А-1, А-2, А-3.

В 1954 году группа под руководством Грейс Хоппер разработала систему АТ-3, включающую язык программирования и компилятор, которая в дальнейшем получила название MATH-MATIC и продавалась компанией Remington Rand вместе с компьютером UNIVAC-1.

Приступив к созданию нового языка и компилятора, Грейс Хоппер со своей группой, выбрали около 30 английских слов типа: add (сложить), compare (сравнить), transfer (переслать) и т.п., а затем разработали компилятор, который транслировал программы, написанные на этом языке, в машинный код.
Для адекватного распознания компилятором выбранных слов Грейс Хоппер придумала способ, который сохранился в операторах будущих языков: каждое слово (название оператора) содержит неповторимую комбинацию из первой и третьей букв, поэтому компилятор при генерации машинного кода может игнорировать все остальные буквы в слове. Создание "необычного" (по тем временам) языка и компилятора, который получил название В-0, было завершено в 1956 году. В 1958 году система В-0 поступила на рынок под новым названием FLOW-MATIC. В отличие от ФОРТРАНа – языка для научных приложений, FLOW-MATIC был первым языком для задач обработки коммерческих данных.

Создание универсального, машинно-независимого языка высокого уровня для деловых применений и бизнеса стало очередной задачей, за разрешение которой в начале 1959 года взялась энергичная Грейс Хоппер. Она обратилась за поддержкой в Министерство обороны США, которое вскоре организовало конференцию по языкам программирования. Эта конференция, получившая в дальнейшем название CODASYL (Conference on Data Systems Language), организовала три группы по разработке нового универсального языка. К осени 1959 года создание языка было завершено, и он получил имя COBOL (Common Business Oriented Language). Одним из основных консультантов при создании языка была Грейс Мюррей Хоппер.

В 1967 году Хоппер вернулась на действительную службу в ВМФ и к 1980 году стала капитаном Управления вычислительной техники в Вашингтоне. В 1983 году она получила звание капитана первого ранга, а в ноябре 1985 года – звание контр-адмирала. В 1982-1986 годах она была старейшим действующим офицером американской армии. После отставки из армии в 1986 году она еще некоторое время работала консультантом фирмы DEC.

 

 

Назад Далее


© 2005 Дата изменения: 07.03.2005
Используются технологии uCoz