В конце 1950-х годов в
Минске под руководством Г.П.Лопато и В.В.Прижиялковского начались
работы по созданию первой машины известного в дальнейшем семейства
"Минск-1". Она выпускалась Минским заводом вычислительных машин в
различных модификациях:
"Минск-1", "Минск-11", "Минск-12", "Минск-14". Машина широко
использовалась в вычислительных центрах нашей страны. Средняя
производительность машины составляла 2-3 тыс.оп/сек.
Минским заводом в 1963 году была выпущена транзисторная ЭВМ
"Минск-2", затем ее модифицированные варианты:
"Минск-22", "Минск-22М", "Минск-23" и в 1968 году -
"Минск-32".
Первые АСУ были
построены на базе ЭВМ серии "Минск".
До появления ЭВМ
"Минск-32" самой распространенной машиной в России такого класса
была ЭВМ
"Минск-22", с помощью которой удавалось решать самые разные
задачи:
математические (решение систем дифференцированных и
алгебраических уравнений; задачи интерполирования, линейного,
нелинейного и динамического программирования; игровые задачи);
логические (связанные с сортировкой, "группированием");
инженерные (расчет конструкций сложных механизмов,
трансформаторов, выпрямителей, энергетических сетей и др.);
С первых типов ЭВМ "Минск"
широко реализовывались структурные усовершенствования, которые были
направлены на повышение производительности и надежности при массовом
выпуске. Так в машине
"Минск-22" появился блок прерывания программ для приостановки
работы центрального процессора на время операций ввода-вывода. Для
программирования использовалось: язык символического кодирования
(ЯСК), стоящий ближе всех других алгоритмических языков к машинному;
автокод "Инженер" (АКИ); языки Алгол, Фортран, Кобол и некоторые
другие.
В конце 1960-х годов ЭВМ
"Минск-22" была снята с производства, но долго еще
использовалась на промышленных предприятиях, в вычислительных
центрах.
ЭВМ
"Минск-32" вобрала в себя все лучшее, что было достигнуто в
проектах
"Минск-22" и "Минск-23" как в структуре машины, так и в
архитектуре. Развитые системы мультипрограммной работы (одновременно
могло работать до четырех программ), связи с внешними объектами,
возможность создания на ее основе многомашинных систем (наличие
быстрого канала и коммутаторов) и т.д. обеспечивали машине
заслуженное признание среди пользователей.
ЭВМ Стрела
Одной из первых
отечественных ЭВМ была машина "Стрела", главным конструктором
которой являлся Ю.Я. Базилевский, а одним из его помощников - Б.И.
Рамеев (в дальнейшем конструктор машин серии Урал).
"Машина "Стрела" принадлежит к классу больших машин и обладает
высокоразвитой и логически законченной структурой, что обеспечивает
ее большую производительность при решении сложных и громоздких по
объему вычислений задач.
Машина "Стрела" собрана на
трех основных стойках, расположенных в виде буквы "П". Справа
находится стойка арифметического устройства, слева - стойка внешнего
накопителя и некоторых вспомогательных устройств, посредине
находится стойка оперативного запоминающего устройства и устройства
управления. В центре расположен пульт ручного управления и
устройства ввода данных (слева) и вывода результатов (справа)".
"Стрела" имела среднюю
производительность около 2000 трехадресных операций в секунду.
Арифметическое устройство этой ЭВМ выполняло арифметические операции
(сложение, вычитание, умножение) и ряд дополнительных операций
(вычитание модулей чисел, сдвиг числа, выделение части числа и др.).
Устройство для подготовки перфокарт состояло из двух частей:
клавишного устройства и входного перфоратора. Человек-оператор с
помощью клавишного устройства набивал необходимую информацию на
перфокартах. Затем подготовленная колода перфокарт вынималась из
входного перфоратора и помещалась в читающее устройство (устройство
ввода данных) машины, которое автоматически вводило данные в
оперативное запоминающее устройство (емкостью до 2048 слов),
построенное на электронно-лучевых трубках.
В машине
43-разрядные двоичные коды обрабатывались параллельно, т.е. прием,
запись и выдача кодов производились одновременно по всем 43
разрядам. Соответственно, в оперативном запоминающем устройстве
имелись 43 электронно-лучевые трубки — по одной трубке на каждый
разряд. Машина оперировала числами с плавающей запятой, которые
соответствовали практически 10—11-разрядным десятичным числам
(диапазон представления чисел — от 10 -19 до 10 19).
Внешний накопитель имел
два блока с магнитной лентой шириной 125 мм и длиной до 100 м. На
магнитной ленте числа располагались группами по зонам: на каждой
ленте могли быть 253 зоны различного размера, при этом на каждой
ленте размещалось до 100 000 чисел. Всего на внешнем накопителе
могло помещаться до 200 000 чисел.
Пульт ручного управления
позволял оператору запускать и останавливать машину, следить за
ходом выполнения команд программы, а также вводить в оперативное
запоминающее устройство и выводить из него отдельные числа (данные и
команды) во время остановки машины.
Результаты решения задачи, полученные в оперативном запоминающем
устройстве, передавались в виде электрических сигналов в выходной
перфоратор и там представлялись в виде системы отверстий на
перфокартах.
Печатающее устройство имело специальный приемник, в который
вставлялась колода перфокарт с результатами решения, и устройство
переводило их в десятичную систему счисления, а также печатало на
бумаге в виде числовых таблиц.
В машине использовалось около 6000 электронных ламп и несколько
десятков тысяч полупроводниковых выпрямителей (диодов).
Общая потребляемая машиной мощность — 150 кВт, в том числе сама
машина потребляет 75 кВт, 25 кВт идет на вентиляционную установку и
50 кВт на холодильную установку.
Первая ЭВМ "Стрела"
была установлена в отделении прикладной математики Математического
института АН СССР (МИАН), а в конце 1953 года началось ее
серийное производство. Через несколько лет об этой ЭВМ писали
следующее: "Машина "Стрела" в течение длительной эксплуатации
показала высокую надежность и устойчивость работы. Среднее время
полезной работы машины составляет 15—18 часов в сутки. Для машин
типа "Стрела" разработаны достаточно полные системы контрольных
задач, позволяющих проверять машину и находить неисправности, а
также система профилактических мероприятий, повышающих надежность
работы машины".