|
|
Для освоения искусства шрифтовой графики необходимо ознакомиться с рядом теоретических и практических положений, относящихся к начертаниям букв и цифр различных видов шрифтов. Поскольку шрифт относится к области искусства, то для овладения им, необходимо наличие не только технического умения (навыков) но и определенного творческого подхода, без которого немыслимо эстетическое восприятие любой шрифтовой композиции. В отечественной письменности, и в частности русской, имеется множество разновидностей шрифтовых гарнитур, отвечающих самым разным вопросам применительно к декоративно-оформительскому искусству. Ознакомление с начертаниями шрифтов начнем с самых простейших фидов. К простейшим шрифтам относятся шрифты рубленные или плакатные (готеск). Этот шрифт находит применение почти во всех формах наглядной агитации. Начинающему изучать начертание различных видов шрифтов для простоты понимания формы и конструкции букв и цифр предлагается пользоваться модульной сеткой. Модульная сетка представляет собой сетку, состоящую из квадратов, т. е. как бы канаву, по которой можно выполнять построение букв и цифр шрифта. За толщину основного штриха берется модуль (единица измерения), равный ширене одной клетки. Таким образом, по модульной сетке можно брать различные пропорции букв шрифта. Изучение каждого шрифта связано с его особенностями: буквы должны иметь ярко выраженный характер, а сам шрифт должен быть единым по стилю в пределах одной гарнитуры. Буква, взятая из другой гарнитуры и попавшая в текст, будет воприниматься примерно так же, как фальшивая нота в музыкальном произведении. Буквы каждого шрифта делятся на три группы: узкие, нормальные и широкие. К узким буквам относятся Б, В, Г, Е, Р, Ь, Ъ; к нормальным - А, Д, З, И, К, Л, Н, П, Т, У, Х, Ц, Ч, Я, а к широким - Ж, М, О, С, Ф, Ш, Щ, Ы, Э, Ю (рис. 27)***. Таким образом, сами по себе буквы, имея разные пропорции, создают впечатление разнообразия. Кроме того, буквы делятся на прямоугольные и округлые. В зависимости от техники начертания шрифты бывают рукописные, их выполняют от руки с помощью плакатных перьев, кисти; рисованные, их выполняют карандашом (а затем буквы заполняются краской). К рисованным шрифтам относятся также шрифты, выполняемые с помощью трафаретов; рельефно-объемный или гравированный (который выполняют на различных материалах - камне, дереве, металле с помощью специальных инструментов - резцов и пр.). По технике начертания наиболее простым видом шрифта является плакатный шрифт (гротеск), все буквы и цифры которого имеют одинаковую толщину штрихов. Он не имеет засечек. Многообразие плакатных шрифтов позволяет художнику делать соответствующий выбор пропорций бкув, т. е. брать не только уже имеющиеся шрифты, но как бы создавать собственные. На рис. 28 и 29 представлены образцы двух разновидностей плакатного шрифта. На первом рисунке горизонтальные штрихи у букв проходят точно по середине их высоты. На втором они подняты немного вверх. Модульная сетка в данном примере имеет уже неодинаковые размеры, в результате чего бувы получились более устойчивыми, сттойными и красивыми. Плакатный шрифт, показанный на рис. 27, имеет три разновидности пропорций букв, что придает ему большую динамичность, хотя горизонтальные штрихи проходят у букв точно посередине. Модульная сетка, начерченая для каждой буквы, точно определяет размер каждой буквы. Нетрудно заметить, что буквы, имеющие округления, как, например, Б, В, Р, Ь, в местах округлений немного шире стороны прямоугольника, положенного в основу пропорции этих букв. На второй строчке буквы имеют пропорции чуть шире предыдущих, но не все они вписываются в прямоугольник целиком. Буква А, например, в своей нижней части выходит за стороны прямоугольника, бкуква З, наоборот немного уже. Целиком вписываются в прямоугольник лишь буквы И, К, Л, Н, П, У. Остальные - Т, Ч - чуть меньше. Все эти изменения размеров букв сделаны с учетом зрительного восприятия, вызванного психофизиологией нашего зрения. Например, вертикальные линии (штрихи) в буквах нам кажутся тоньше горизонтальных, поскольку средняя геометрическая ось не совпадает с оптической. Установлено, что для круглых букв их округлость должна выходить за рамку прямоугольника примерно на 1/20 - 1/30 высоты букв (обычноэтот размер берется на глаз). При начертании слов важно учитывать межбуквенный просвет. При сочетании некоторых букв межбуквенный просвет делать не надо. На рис. 30 показано одно и то же слово "книга" в двух вариантах. В первом варианте можно заметить,что буква А как бы оторвана от буквы Г, из-за того что между ними сделан такой же межбуквенный просвет, как и между другими буквами. Во втором варианте межбуквенный просвет убран, и слово получилось монолитным. Таким образом, ритм букв в строке может создаваться чередованием оптических полей буквы и межбуквенных просветов. А это значит, что в слове нельзя механически сохранять одинаковые межбуквенные расстояния. С помощью модульной сетки можно будет конструировать форму и пропорции букв алфавита, но, приняв форму одной буквы, например буквы А, следует писать ее в тексте без изменений, а родственные с ней буквы (похожие по начертанию) должны иметь одну форму, например буквы Л, Д. Для округлых буквпостроение их округлений выполняется радиусом дуг окружностей. Для написания слова или фразы важно сделать правильную разметку букв. Даже опытные художники-шрифтовики, перед тем как выполнить какую-нибудь ответственную надпись, обязательно делают разлиновку строк и разметку ширины букв и промежутков между буквами. Рассмотрим разметку букв в слове "кинозал". Слово состоит из семи букв. Все буквы имеют одинаковую ширину, поэтому разметка здесь несложная. Пропорции букв возьмем 1:2, т. е. ширина равна трем модулям, а высота - шести, промежуток между буквами - одному модулю. Начертим две параллельные прямые (рис. 31), сделаем с помощью циркуля разметку букв, затем начертим модульную сетку. Чтобы не пропустить букву, надо вверху написать мягким карандашом слово "кинозал", поместив каждую букву в отведенное ей место, как показано на рис. 31. Начертив модульную сетку, можно приступать к начертанию слова плакатным пером. В дальнейшем, при достаточном опыте работы, можно не чертить всей модульной сетки, а ограничиться лишь двумя горизонтальными прямыми и разметкой ширины бкув и их промежутков. Все остальные штрихи проводят плакатным пером на глаз. Техника работы плакатным пером проста, но требует тренировки руки и глаза. Обычно, когда необходимо сделать надпись плакатным пером, то заранее выбирают ширину плакатного пера и принимают ее за единицу измерения буквы - модуль. Подобрав соответствующий размер плакатного пера, обмакивают его в тушь или гуашевую краску и делают сначала на отдельном листе пробные штрихи. Чтобы не получить кляксы, не следует набирать на перо много туши или краски. Не рекомендуется также проводить плакатным пером дважды по одному месту. Начертание букв плакатным пером осуществляется двумя способами. В одном случае обводятся сначала все вертикальные прямые. Обводка вертикальных штрихов выполняется движением пера сверху вниз; держать его нужно с небольшим наклоном в сторону движения. После высыхания туши движением пера слева направо обводятся горизонтальные штрихи, причем сначала все верхние штрихи, затем средние, нижние, а в последнюю очередь и наклонные. Во втором случае обводка букв производится снизу. Наибольшая трудность здесь состоит в закруглениях букв и цифр. При выполнении закруглений надо прео поставить почти вертикально и поворачивать его под углом 90. Для этого необходимо сначала немного потренироваться на отдельном листе. В наиболее ответственных для придания шрифту большей строгости и аккуратности буквы обводят плакатным пером с помощью линейки. Однулинейку кладут вниз, а другую сверху нее. Верхнюю линейку сдвигают немного вперед и под ней чартят бувы. В таком случае тушь не подтечет под линейку. Не рекомендуется пользоваться для написания букв плакатным преом тонкими металлическими или тонкими пластмассовыми линейками. Учиться выполнять надписи лучше без помощи линеек. Линейку нужно использовать лишь для разметки строк. Шрифт как система букв, в любой надписи с графической точки зрения должен представлять собой единое целое. Это единство основывается не только на сходстве букв между собой, но и на контрасте форм букв (см. рис. 25). Эталоном контрастности по цвету является сочетание черного и белого цветов. Для уменьшения степени контрастности букв на белой бумаге обычно тушь разбавляют гуашевыми белилами или же гуашевые белила смешивают с другим цветом так, чтобы цвет не был слишком ярким. Надпись должна быть четкой, красивой, хорошо сочетаться с чертежом или рисунком, изображенным на плакате или таблице. Когда надпись выполняется крупными рисованными буквами и плакатное перо не нужно, то разметка букв в словах осуществляется точно так же с помощью полоски бумаги и намеченными на ней размерами ширины букв и промежутков, т. е. межбуквенных просветов. Буквы обводятся карандашом, а затем раскрашиваются краской с помощью кисти. При раскрашивании букв нежелательно, чтобы контуры их обводились ярко карандашом. Это делает их некрасивыми. Особенностью рисованных шрифтов является точная прорисовка формы каждой буквы с учетом всех графических особенностей шрифта. На рис. 33 приведен пример другого композиционного решения надписи. Текст написан плакатным брусковым шрифтом с пропорциями букв 1:1 и различной толщиной обводки штрихов - 1:2. В данном примере надпись можно выполнять одним плакатным пером или двумя. Для соединительных штрихов можно взять перо вдвое уже по ширине основного штриха. При выполнении надписи двумя плакатными перьями сначала чертят все вертикальные штрихи, а затем горизонтальные. Если текст необходимо обвести рамкой, украшающей его, то нужно помнить, что она должна сочетаться с текстом, составляя с ним единое целое. Конкретных рекомендаций, как это сделать, не существует, поскольку рамка обычно проводится с учетом общей формы размера листа, формы букв шрифта и многих других факторов. Однако для начинающего художника на начальном этапе изучения шрифтов можно предложить отступить сверху и снизу на расстояние половины высоты буквы, а свободное поле слева и справа взять равным ширине букв плюс толщина основного шрифта. Приведенные выше плакатные шрифты носят название плоских силуэтных. Кроме них, имеются и объемные шрифты (рис. 34), представляющие собой разновидность плакатных шрифтов. При составлении композиции текста художники применяют декоративные шрифты, т. е. шрифты украшенные рисунком или орнаментом, что придает им своеобразную форму (рис. 36, 37). Однако следует заметить, что создавать новые варианты шрифтов можно лишь тогда, когда прочно усвоены основы начертания. Кроме прямых шрифтов, в декоративно-оформительском искусстве применяют курсивные (наклонные) шрифты. Наклонив буквенные знаки на 75, можно получить варианты курсивных шрифтов (рис. 38). Буквы курсивных шрифтов пишут отдельно друг от друга и вместе. Иногда соединение букв в курсивном шрифте ухудшает удобочитемость шрифта. При одинаковой толщине обводки штрихов курсивный шрифт пишут стеклянными трубочками. фломастером и чертежными перьями "редис" (рис. 39). Курсивные шрифты применяют чаще всего в сочетании с прямым плакатным шрифтом (например, в стенных газетах). Буквы курсивных шрифтов пишут также плакатными преьями, а также плоско отточенными палочками. Варианты курсивных шрифтов огромны, и возможности для составления собственных разновидностей курсивных шрифтов неограничены. Красота шрифта заложена в самой конструкции буквы, в умении найти гармоническое сочетание размеров ее частей. На рис. 40 показан образец рукописного жирного курсивного шрифта, автором которого является известный советский художник В.К. Тоотс. Рукописный курсивный шрифт обладает преимуществом, так как он наиболее доступный в написании и самый скорый. Его обычно пишут ширококонечным пером ("рондо"), сохраняя при этом постояннон положение руки и глаз по отношению к листу бумаги. Штрих выполняют сразу, без изменения угла наклона. Штрихи пишут сверху вниз и слева направо. Для написания тестов ширококонечным пером лучше всего использовать гладкую белую бумагу. Изучив графические признаки разных шрифтов, можно, пользуясь ширококонечным пером, выполнять шрифт любой группы, а также свой собственный. Рассмотрим следующую группу шрифтов, относящуюся к контрастным шрифтам. Эта группа носит общее название "антиква". К разновидности антиквы относятся академический шрифт, который имеет несоклько вариантов, а также архитектурный, или шрифт зодчего. Буквы и цифры этих шрифтов в большинстве своем имеют вверху и внизу засечки. Рисунок засечек представляет собой некоторую сложность при начертании букв. Познакомимся с формой и конструкциями букв и цифр академического шрифта. Этот шрифт является одним из красивейших образцов русского алфавита (рис. 41) и широко применяется в художественно-оформительских работах. Простота и строгая четкость формы букв придают ему красоту и удобочитаемость. В учебных целях шрифт выполнен с помощью модульной сетки, которая позволяет наглядно увидеть особенности начертания каждой буквы, цифры и сравнить их между собой. Ширина букв неодинакова и берется в зависимости от формы буквы. Например, наименьшую ширину - 4,5 модуля имеет буква З. Буквы Б, В, Г, Е, И, Н, П, Р, Ч имеют ширину пять модулей, т. е. пропорция их состовляет отношение 5:8. Буквы Э, Ц - 5,5 модуля. Буквы А, Л, Т, У, Ц, Ъ,О, Я - 6 модулей (6:8). К более широким буквам относятся Ж, Ф, Ш, Ы, Д - 7 модулей. Самые широкие это - Ю, Щ - 7,5 модулей. Некоторые буквы, такие, как Д, Л имеют форму равнобедренного треугольника, вершина которого выходит за рамку модульной сетки. На модульной сетке наглядно показано, как определяется вершина треугольника для букв А, Д, Л. У букв Б, Г, Е, Ъ закругление верхних элементов дуги окружности радиусом, равны 1,5 модуля. Округление нижних элементов у букв Д, Ц, Щ, а также средних штрихов у букв Е и Э выполняется радиусом, равным одному модулю. У буквы Т скругление верхней части производится радиусом, равным двум модулям. Буква З имеет верхнюю часть немного уже нижней, и поэтому толщина обводки верхней части чуть меньше нижней. Буквы О, С, Э, Ю имеют оваль ную форму. В верхней и нижней части толщина обводки букв равна 1:8 модуля, а в средней части постепенно образуется наплыв, самая широкая часть которого находится в середине буквы и равняется одному модулю. Построение остальных букв нетрудно понять по модульной сетке. Чередование широких и тонких штрихов в шрифте создает определенное ритмическое отношение между элементами буквы и используется художником при создании шрифтов разной контрастности и различного рисунка. В некоторых случаях художник меняет по необходимости пропорции букв шрифта. Тогда строят прямоугольник с нужным соотношением сторон. Внутри прямоугольника наносят модульную сетку. Число ее делений по ширине и высоте должно соответствовать принятому числу модулей для взятой буквы данной разновидности шрифта. На рис. 42 наглядно показано, как можно изменять пропорции букв с учетом интервалов между буквами (рис. 43). Интервал между буквами берут примерно от одного до двух модулей, в зависимости от компановки текста на заданном формате листа. Затем от руки на глаз рисуют карандашом буквы. Контуры их обводят тушью или краской, затем заполняют всю букву, работая при этом тонкой круглой кистью. Рассмотрим, как строятся буквы и цифры архитектурного шрифта. Архитектурный шрифт, или шрифт зодчего, отличается строгостью и изящностью букв и цифр. Его применяют при выполнении надписей на инженерных или архитектурных проектах (чертежах). Тексты, написанные архитектурным шрифтом, можно встретить так же на архитектурных памятниках (например, название станций метро, на мемориальных досках и др.). На рис. 44 показаны 6 букв архитектурного шрифта, выполненного с помощью модульной сетки. В данном примере за модуль взята одна девятая часть высоты букв. Соотношение толщины штрихов основного и дополнительного равняется отношению 1:2. Толщина засечек равна четверти модуля, а ширина их - трем модулям. Скругления засечек выполнены радиусами, равными от одного до трех модулей в зависимости от формы буквы. Далеко не все буквы имеют одинаковую ширину, что придает шрифту некоторую динамичность. Цифры архитектурного шрифта (рис. 45) имеют различную высоту. Например, высота цифр 1, 2, 4, 0 и № составляют восемь модулей, т. е ниже принятой высоты шрифта. У остальных цифр высота больше. Они равны 10 или 10,5 модуля. Цифры 6 и 8 подняты, а цифры 3, 5, 7, 9 опущены на два или 2,5 модуля. Цифра 0 имеет форму овала с отношением осей 8:7. При написании текстов архитектурным шрифтом расстояние между строками берут не менее высоты буквы. На рис. 46 приведен пример выполнения надписи архитектурным шрифтом. Иногда чертежи архитектурных проектов подписывают архитектурным шрифтом, совсем непохожим на предыдущий. Буквы шрифта узкие, вытянутые, с пропорциями 1:5 (рис. 47), не имеет засечек. Толщина обводки всех букв одинаковая, как у плакатного шрифта. Этот шрифт требует четкости начертания букв и цифр. При выполнении надписей этим шрифтом расстояние между буквами не следует брать слишком мальеньким, так как буквы будут сливаться. В данном примере модульная сетка по сравнению с предыдущими резко отличается тем, что за модуль принята толщина штриха составляет одну треть модуля. Шрифт красив, прост в начертании и хорошо читаем. Этот шрифт, хотя и называется архитектурным, не относится по графическим признакам к шрифтам типа антиква.
*** - к сожалению, рисунки были безвозвратно утеряны. |
© 2005 Дата изменения: 21.04.2005 |